Стиль «Hi-tech»


Стиль «Hi-tech»

Англоязычное словосочетание «хай-тек» на слуху у многих, но что за этим скрывается, объяснит далеко не каждый. Им обозначают всего лишь такое понятие, как «высокие технологии», направление в новейшей культуре, где одним из ведущих эстетических канонов стала не форма предмета, а его технологическая суть.


Чтобы не путать вас, обратимся к элементарному примеру. Электрическая лампочка, сколько мы ее помним, всегда была скрыта от взоров абажуром или плафоном, словом, какой-нибудь внешне привлекательной оболочкой. Идеей приверженцев новой эстетики является не эффектно задрапированный источник света, а его технологическая изнанка, собственно то, что позволяет этой банальной лампочке светить: выключатель, провода, патрон, цоколь, спираль, нить, стекло.


Старый архитектурный принцип начала двадцатого века «форму определяет конструкция» развился в целое направление, охватившее многие отрасли человеческой деятельности, но в большей степени — область архитектуры и дизайна. Надо сказать, что существование стиля хай-тек очень условно. Специалисты могут поспорить о его определении и даже усомниться в его реальности, так как параллельно с этим явлением развивались и другие направления в архитектурной стилистике.
Вряд ли кто-либо точно определит начало царствования хай-тека в мире архитектуры и дизайна. Корни его лежат очень глубоко, возможно, в первых зданиях, архитекторы которых осмелились «вывернуть наизнанку» коммуникативные и инженерные конструкции, разместив их снаружи здания. Речь идет о Центре Помпиду в Париже, спроектированном Ренцо Пиано и Ричардом Роджерсом в 1977 году.


С тех пор сменилось целое поколение мастеров, далеко вперед шагнул технологический прогресс, что не могло не сказаться и на облике вещей, которые нас окружают. Эстетика хай-тека постепенно перетекла с фасадов и крыш во внутренние помещения, объединяя в одно целое здание, подчиняя единой эстетической системе экстерьер и интерьер.


Дизайнеры используют новейшие технологии для того, чтобы видоизменить примелькавшиеся вещи, придать им новое звучание. Стекло, металл, пластик — основные материалы, используемые при создании хай-тек дизайна. Из них изготавливают как крупные мебельные модули, так и аксессуары. Виртуозность дизайнера определяется умением сделать «все из ничего». То же можно сказать и про хай-тек: имея под рукой какую-либо элементарную конструкцию, можно создать из нее действительно что-то функционально необходимое: пепельницу, подставку для дисков, вазу, рамку для фотографии, даже табурет.


Бесценными качествами металла являются его монохромность и отражающая способность; стекла — прозрачность, иллюзорность; пластик также стал незаменимым. Удивительно то, что сочетание этих материалов в одном проекте дает поразительный результат — они дополняют и подчеркивают структуру предметов, вызывают пространственные иллюзии, позволяют выделить особенности внутреннего архитектурного решения.


Особую роль в стиле хай-тек играют светильники. Причудливой и вычурной конструкции, имитирующие одному автору известные формы, эти чудо-люстры придают непонятным и волшебным интерьерам неповторимый облик. Свет расширяет и сжимает пространство, льется словно ниоткуда и освещает неизвестно что, придавая освещаемым объектам нематериальную структуру и неземную призрачность.


Считается, что хай-тек — стиль холодный и неуютный, но тогда почему с каждым днем у него появляется все больше сторонников? Допустим, на кухне он очень уместен, но как же быть с гостиной или спальней? Есть решение и этой проблемы. Дело в том, что хай-тек замечательно сочетается с другими стилями, гармонично вписываясь в помещение, выдержанное в едином направлении. Почему, например, не сделать стены из стекла или пол с металлическими вставками, а может быть, ультрасовременный витраж? Наверняка найдутся любители блестящего потолка из полированной стали или прозрачного купола над головой. Абсолютно необычно смотрится металлическая лестница со стеклянными ступенями или полупрозрачная фальш-стена.


Стекло широко используется в современном строительстве и дизайне, поскольку материал этот удобен в обработке, не дорого стоит и вполне доступен для широких масс. Стекло экологически чистый продукт, подходящий для любых, даже самых смелых проектов. Стремление отягощенного городской суетой человека слиться с природой привело к тому, что он постепенно избавляется от глухих стен, заменяя их стеклянными панелями, для прочности вмонтированными в металлические конструкции, что и составляет на сегодняшний день основные архитектурные стремления.


Так называемое «экологическое жилище» также может служить примером удачного сочетания стекла и современной мебели. Распространенным элементом у приверженцев этого направления стала прозрачная стеклянная стена, выходящая на зеленый участок леса или сада. Казалось бы, такие разные задачи — экология и хай-тек, — а как гармонично они сливаются в едином замысле архитектора.


Стекло и металл — материалы с почти неограниченными возможностями. Благодаря своим физическим характеристикам они могут выполнять как основную, так и отделочную функцию, быть основными моделирующими элементами или просто дополнять интерьер. Главное, чтобы вам в таком помещении было уютно и комфортно. Не переусердствуйте с ультрасовременными тенденциями, пусть ваше жилище будет не только функциональным, но и эстетически гармоничным.

По материалам журнала "Ваш дом"

Следующая статья: Система "Умный Дом"

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт
D-Electric.ru обязательна.